Название статьи |
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА СЕБЕ САМОМ
|
Авторы |
Гагаев Андрей Александрович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), gagaevp@mail.ru
Гагаев Павел Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой филологического образования, Пензенский институт развития образования (Россия, г. Пенза, ул. Попова, 40), gagaevp@mail.ru
|
Индекс УДК |
37
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В статье исследуются образовательные возможности такой реалии, как сосредоточение человека на самом себе.
Материалы и методы. Методологией осмысления указанной проблемы является учение о человеке как вселенской духовности, восходящее к мифологиям Востока, философии античности, Средних веков, Нового Времени, русской религиозной философии. Человек в контексте названных воззрений трактуется как духовность, каковой изначально имманентны все ее возможные (жизненные) актуализации (Платон, Августин и др.).
Результаты. Сосредоточение (на самом себе) в статье рассматривается как онтология (основание) образования и предполагает развертывание в осмыслении своей духовности (своего «я») свойственных ей особых семантик (вселенских), удержание их в рефлексии (встреча с собою), постижение их (сопряжение друг с другом, поверение другими семантиками и пр.), возвращение к себе прежнему и одновременно другому. Сосредоточение в указанном виде и являет подлинное образование личности индивида (образование, не вытесняющее его «я» из ему же принадлежащей духовной сферы). В статье приводятся иллюстрации (на примере классической литературы) сосредоточения как образовательной реалии. Приводимые положения актуальны для педагогики современной средней школы.
Выводы. В качестве итогового в статье формулируется положение о целесообразности использования обсуждаемой дидактической реалии в практике современной средней школы.
|
Ключевые слова |
образование, сосредоточение, душа, субстанция, форма, вселенское, разделение (духовного), встреча, познание, возвращение.
|
![](/files/izvuz_fmn.pnzgu.ru/th_ikonka_pdf.png) |
Скачать статью в формате PDF
|
Список литературы |
1. Коптелов, А. О. О некоторых классических подходах к проблеме идеального / А. О. Коптелов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 3. – С. 34–42.
2. Платон. Аристотель. Пандейя: Восхождение к доблести. – М. : УРАО, 2002.
3. Аристотель. Сочинения : в 4 т. / Аристотель. – М. : Мысль, 1976. – Т. 1.
4. Августин Аврелий. Об истинной религии. Теологический трактат / Августин Аврелий. – Минск : Харвест, 1999. – 799 с.
5. Немецкая классическая философия. Т. 1. Право и свобода. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС ; Харьков : ФОЛИО, 2000.
6. Преподобный и Богоносный Отец наш Нил, подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни, изложенный архимандритом Иустином. – Изд. 5-е. – М. : Типография И. Ефимова, 1913.
7. Киреевский, И. В. Избранные статьи / И. В. Киреевский. – М. : Современник, 1984.
8. Пирогов, Н. И. Избранные сочинения / Н. И. Пирогов. – М. : Педагогика, 1985.
9. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – М. ; Л. : АПН РСФСР, 1948.
10. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. – М. : Педагогика, 1990.
|